Очень интересная статья
http://sin-paciencia.livejournal.com/285521.html
У меня есть друг Яша. В 2009 году он сказал "Аня, я не могу дождаться собственной смерти". На мой глупый вопрос "почему?" он ответил, что ему просто нечего больше хотеть или ждать от жизни. И это при том, что Яша вполне себе молод и его жизнь для многих является мечтой: хорошая работа, квартира, машина, может позволить себе буквально всё, что вздумается. И при этом - беспросветно несчастен.
Интересно, что он не один такой. Недавно было проведено интересное исследование, в котором сравнивали жителей стран "потребительского Рая": с отличной кредитной системой, доступностью разнообразных благ и товаров, высокой покупательской способностью и т.п. и жителей стран "потребительского Ада", где всё - наоборот. Вы удивитесь, но население "Ада" оказалось вцелом счастливее, чем население "Рая".
Если задумываться о причинах, то можно найти множество обьяснений. Я поделюсь одним из них.
У всех людей внутри есть моторчик. Он находится в мозгу, сделан из нейронов (микросхем) а топливом ему служат разнообразные нейротрансмиттеры, например, дофамин. Этот моторчик называется "Я ХОЧУ УДОВОЛьСТВИЯ!" и многое из того, что мы делаем, происходит прямо или косвенно именно из-за этого мторчика. Он заставляет нас есть, влюбляться, сидеть в офисе по 8-14 часов и покупать дорогие часы. Не исключаю, что не работай бы он с такой силой, мы до сих пор бы жили в каменном веке.
Моторчик рзавивается в ходе эволюции в механизм, который эффективно рулит человечеством. Эпоха потребления, будучи одним из средовых факторов, бессознательно вторгается в отлаженную работу этого механизма, побуждая людей делать потребительские ошибки. Такие ошибки и совершал Яша.
Например, он частенько пользовался кредитами "утром - стулья, вечером - деньги". Кажется, это очень выгодно, удобно и должно осчастливливать Яшу (на то, вроде бы и расчитано). Однако, если мы взглянем на работы таких учёных как Берридж и Робинсон, или Зальда с коллегами (ну и многих других, проводящих опыты на обезьянах и людях), то увидим следующую картину. Пока мы чего-то сильно хотим и у нас этого нет, наш внутренний моторчик усиленно работает, продуцируя, в том числе и нейротрансмиттеры, делающие нас счастливыми. Интересно, что общее количество счастья от покупки будет меньше, чем обще количество счастья от предвкушения покупки, особенно от покупки, которая неизвестно когда состоится.
Если взять Яшу, то вот он купил дорогущие часы или машину в кредит, порадовался. Радость уже кончилась, а бремя кредита - осталось.
Потому мой первый совет Яше был: если это не вопрос жизни и смерти - не покупай вещи в кредит. Мда...у меня же столько ненавистников теперь будет! Даже предтавить страшно.
Другая ошибка, которую Яша совершал связана с тем, что он сделал потребление приятных вешей рутиной.
Это в некоторой степени связано с феноменом, названным в медицинской терминологии "толерантностью", что определяется как необходимость использовать большее количество вещества (скажем, обезболивающего) для достижения прежнего эффекта. Когда Яша купил первый брэндовый пиджак, то ходил счастливым довольно долго, неприятности не особо огорчали его "Зато у меня есть брэндовый пиджак". Второй брэндовый пиджак также сделал Яшу счастливым, а вот десятый уже не был чем-то особенным. Толерантность может развиться и к дорогим покупкам, например, покупке машины. И у Яши после третьей машины она-таки развилась.
Не всё, однако, так безнадёжно и есть несколько способов, как толерантность побороть:
1. Покупай вещи маленькими порциями (если есть возможность). Так тебе будет, что покупать каждый день.
2. Покупка недорогих вещей сделает тебя столь же счастивым, что и покупка дорогих (если верить Морэвиджу). Вот охота за скидками - вполне себе вариант разнообразить жизнь.
3. Если тебе что-то по настоящему нравится - покупай это редко. Да-да, только когда сильно этого захочется или в качестве самонаграды. Ни в коем случае - не в качестве самоутешения.
4. Если хочется что-нибудь купить - покупай для других. Данн, Эйкин и Нортон доказали, что когда мы расходуем деньги на других, это нередко делает нас более счастливыми, чем если мы покупаем что-то для себя.
Хорошо, толерантность побороли, ну а что делать, если у Яши есть всё? В этом случае стоит покупать кое-что, что улучшается со временем (согласно Ван Бовэну, Гилович и Николау), меняет содержание и отливает новыми красками. Что-то, что не померкнет, если начать сравнивать это с тем, что есть у других людей, потому что это уникальный продукт "специально для тебя". Я говорю об опыте. Моим предложением Яше стало тратить деньги меньше - не материальные вещи и больше - на впечатления. Например, встречи с друзями, поездки, выставки.
- Не забудь, - сказала я ему, - купить абонемент в спортзал, с тренером. И удобную спортивную одежду. Это опыт, на который стоит потратиться, т.к. куча исследований показала, что балланс гормонов счастья в организме от регулярных тренировок восстанавливается.
Но у опыта и впечатлений есть свои ограничения. В последние тридцать лет выросло целое поколение потребителей. Людей приучали что-то непрерывно потреблять: еду, гаджеты, информацию, знания, умения и т.п. Таким образом, порог чувствительности к различным приятным событиям в жизни существенно повысился. Это раньше Яша мог просто посмотреть кино и весь день ходить в хорошем настроении, асейчас ему нужно что-то намного существеннее, чтобы не погружаться в уныние. И таких людей - полно.
Значит ли это, что выросло целое поколение несчастных людей? Вовсе нет! Я считаю, что выросло поколение, с большой "хотелкой". Внутренний моторчик современного человека из толпы намного сильнее хочет и гораздо большего может намечтать, чем средний человек сто лет назад. Поэтому я предложила Яше поискать мечту, он, в самый неожиданный момент может наткнуться на что-то очень значимого для себя.
Проблема лишь в том, что мечтать особо некогда. Надо потреблять! Если нас ничто не отвлекает, развлекает, не занимает наш желудок или руки мы ищем, чем бы себя отвлечь, развлечь, напихать в желудок или взять в руки. Иначе нам очень некомфортно. И вот Яша застрял в "промежуточном сосотянии": старые вещи надоели, а новой мечты ещё не созрело. Потому он начал отвлекать себя мелкими безделушками и рапортовать о плохом настроении.
В таких условиях новую мечту найти проблематично. Почему? В последнее время учёные стали изучать нейронную схему в мозгу, называемую "цепочкой невыполнения". Она интересна тем, что активируется тогда, когда наш мозг ничем не занят и тем, что способна генерировать нетривиальные решения и мечты. Так что со стороны кажется, будто человек "пинает балду", а на самом деле в его мозгу идёт активная работа.
Вот и получается, что у каждого из нас в голове - самая суперская машина. Чтобы она нам долго служила и не сдохла в самый неподходящий момент, надо её периодически ставить в гараж. А что мы с ней делаем? Постоянно много-много используем, потребляя вещи и впечатления, более совершенные модели вещей и впечатлениы, новую улучшенную версию тех же вещей и впечатлений и не даём себе найти что-то действительно стоящее стать нашим большим желанием.
Поэтому мой последний совет, данный Яше был: резреши себе заскучать, не делать ничего такого. Не покупай, не забивай мозг, спасаясь от чёрной тоски и тяжести ничего не делания. Держи в голове, что тебе надо найти мечту, к которую ты не сможешь купить так просто. Найди мечту, к которой ты будешь идти год, два, а то и больше. Она неприменно найдётся, потому что ты человек с мотором внутри, который будет работать, пока ты жив.
И Яшина мечта нашлась. Через два с половиной года тяжелых, мучительных даже поисков. Редко же бывает так, что вчера мечтал о навороченном мотоцике, а сегодня появилась серёзная мечта, совершенно другого уровня. Яша живёт в том же доме, водит ту же машину, работает на той же работе, но с новой большой и удивительной целью, которая неизвестно, когда осуществится. Он говорит, что счастлив. И это - самое главное, ведь "человек создан длясчастья как птица - для полёта".
В очередной раз благодарю обожаемого dimi_3 за пару отличных фотографий, безвозмездно отдаденых для данной презентации.
Кстати, в английской версии Яшу зовут Сэмом
Теги: тырнет